[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Улица Мастеров » Мастерклассы » Икебана (Что такое и как сделать)
Икебана
Няшка Дата: Понедельник, 09.09.2013, 22:41 | Сообщение # 1                                                                                 
сенатор
Группа: Министры
Сообщений: 1492
Награды: 19 +
Репутация: 2 ±
Замечания: 0% ±
Статус: Не в Городе Сакуры
"Делай все просто, если не можешь просто - делай красиво, не умеешь красиво - делай богато." (Японская пословица)



Что такое икебана?

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kado («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни
священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а
ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления
букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь
слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством
букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается
в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит.
Составные части букета образуют собой символы, а их расположение
указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля,
человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при
подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны.
В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера,
как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью
икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней
частью дома и природой за его пределами.
Прикрепления: 3360132.jpg (26.1 Kb)


Не бойся своих желаний, бойся моих.
                                                      
 
Няшка Дата: Понедельник, 09.09.2013, 22:59 | Сообщение # 2                                                                                 
сенатор
Группа: Министры
Сообщений: 1492
Награды: 19 +
Репутация: 2 ±
Замечания: 0% ±
Статус: Не в Городе Сакуры


Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут
быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с
цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и
растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может
быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент
икебаны – пустота.

В отличие от привычных букетов цветов, икебана подчиняется законам геометрического построения, где строго
выдерживаются правила цветового оформления; икебана имеет свой «ритм».
Западный букет – это большое количество цветов, собранных вместе, в
котором большее внимание уделяется самим соцветиям и их цветовым
комбинациям. Японский букет – это, прежде всего, линейные аспекты
оформления, с помощью которых подчеркивается естественная простота
природных элементов.

Влечение и отвращение – именно на этих двух понятиях, свойственных каждому человеку, базируется настоящая икебана.



Терминология икебаны:

Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны;

Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей;

Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V;

Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть;

Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре;

Нагэире (Nageire) – аранжировка икебаны в высокой вазе, при этом цветы могут касаться её краёв;

Рикка (Rikka) – это формальный стиль составления букета, оформившийся в начале XV века. Оформление икебаны в стиле рикка следует точно определенным традиционным правилам;

Сейка или Сёка (Seika, Shoka) – этот стиль оформления икебаны появился в середине XVIII века, он представляет собой упрощенную рикку;

Cуйбан (Suiban) – плоская ваза без дренажных отверстий;

Хана (Hana) – цветок;

Хасами (Hasami) – специальные ножницы, служащие для обрезания материалов для экибаны;

Хейка (Heika) – оформление икебаны в высокой вазе с узким горлышком;

Чабана (Chabana) - икебана для чайной комнаты, где проводятся чайные церемонии. 


Заповеди икебаны


Икебана через совершенство растительных линий отражает формы природы, это её главная
задача. Композиции представляют собой настоящие произведения искусства,
однако именно форма и изгибы, а не сочетание цветов и красок. Каждый
мастер икебаны помнит, что цветы могут раскрыть свою красоту только в
том случае, если их грамотно расставить, тогда даже в одном цветке может
быть передана вся гармония мира и величие окружающей природы.

Начиная создавать композицию, в душе нужно говорить с каждым цветком и
каждым растением. Не стоит переживать и сомневаться в результате.
Следует успокоиться и сосредоточиться на составлении аранжировки.
Конечно же, надо бережно и аккуратно относиться к растениям. Однако во
имя создания прекрасной композиции не нужно бояться отрезать лишние
цветы, листья и веточки. Ведь только таким способом можно наилучшим
образом выразить красоту элементов, ставших основными в композиции.

Для современной икебаны не столь важно, соблюдается ли правило
нечётного количества составляющих композицию элементов. Не стоит
обращать на это внимание. Самое главное — баланс и гармония аранжировки.
Такие ветки и листья, как у туи или папоротника, не следует ставить
полностью в профиль или анфас. Им нужно придать небольшой наклон или
поворот.

Если в композиции присутствуют изогнутые ветки, их надо ставить так, чтобы верхние концы смотрели не вниз, а вверх. Но это
правило не распространяется на букеты свободной формы. В начале нужно
создать гармонию между вазой и растительным материалом композиции,
освещение и обстановка только подчеркнут прелесть икебаны.

В том случае, если в икебане присутствуют яркие цветы и ветви, то ваза должна
быть одноцветной. Напротив, если главным элементом станет ваза, то ветки
и цветы нужно подбирать спокойные по окраске, чтобы они не отвлекали на
себя внимание.

 

При составлении икебаны избегают симметричного расположения веток и цветов, а также не допускают, чтобы между ними было
одинаковое расстояние. Иначе композиция получится монотонной. И
обязательно нужно продумать, что станет выполнять роль «изюминки» в
композиции.
Прикрепления: 3457790.jpg (28.9 Kb) · 7316640.jpg (35.1 Kb) · 0011747.jpg (4.9 Kb) · 1140991.jpg (19.4 Kb) · 5967632.jpg (18.2 Kb)


Не бойся своих желаний, бойся моих.
                                                      
 
Няшка Дата: Понедельник, 09.09.2013, 23:29 | Сообщение # 3                                                                                 
сенатор
Группа: Министры
Сообщений: 1492
Награды: 19 +
Репутация: 2 ±
Замечания: 0% ±
Статус: Не в Городе Сакуры
Различные стили японской икебаны

Стиль Рикка



   Древний стиль икебаны, рикка, за долгую историю не раз претерпевал изменения. Первоначально
композиции в стиле рикка были предназначены для больших помещений,
таких, как храмы, дворянские дома, жилища самураев или купцов. Они
свидетельствовали о благородстве и богатстве хозяев. Вслед за ростом
роскошности архитектуры возрастала пышность композиций рикка.

В основе композиций рикка — традиционный разносторонний треугольник как
символ совершенства и гармонии. В массивных и громоздких аранжировках
используется большое количество растений, ни одно из которых не должно
опираться о края или стенки сосуда. Как будто на едином стволе, растения
возносятся вертикально из воды на высоту до полутора метров общим
пучком, ширина которого достигает 1,3 метра. Сам ствол от 8 до 15
сантиметров, он состоит из стеблей всех растений, прижатых тесно друг к
другу. Перед созданием композиции стебли очищают внизу от листьев и
веток.

Рикка имеет строгий регламент по числу элементов, входящих в композицию, а также их расположения. Каждый цветок или растение,
входящие в рикка, обладает собственным назначением. Поскольку создание
рикка — очень трудный и долгий процесс, им занимаются только мастера
высокого класса, которые всю свою жизнь посвятили этому делу. Как
правило, секреты мастерства они получают по наследству.
Рикка может иметь различные очертания. Обычно она ставится в глубокой вазе, у
которой сильно расширена горловина. В прошлом в моде были удлинённые
композиции, когда высота на десять процентов превышала ширину. Но
классическими считаются формы, при которых оба измерения примерно
одинаковы.

При составлении композиции ветви размещаются так, чтобы сохранить баланс в разных частях аранжировки. В то же время, во
избежание монотонности, необходимо уделить внимание контрастам.
Эффектность придают группы листьев красивой формы и достаточно больших
по размеру, а также цветы в центре.



В настоящее время насчитывается до трёх десятков стилей рикка, плюс многочисленные вариации.
Традиционная рикка делится на две категории, с прямостоящей и наклонной
верхней частью. Прямостоящая рикка может иметь веерную, округлую,
треугольную форму или очертания эллипса.

Стили Нагеирэ и Морибана

 


В прошлом веке в Японии стали развиваться новые направления составления
композиций цветов. Стиль нагеирэбана (нагеирэ) появился в противовес
строгому стилю рикка. Если рикка, следуя обрядовым требованиям,
символизировал помпезность и театральность, то нагеирэ следовал
первоначальной идее икебаны — любование цветами.

Стиль нагеирэ повторяет естественный рост живых растений. Согласно ему, цветы должны
стоять в вазе непринужденно, свободные от любых правил; а стебли
участвующих в аранжировке растений должны свободно опираться о края
сосуда.

Нагеирэ может быть прямостоячим, свисающим, наклонным, настенным, лежачим. Он имеет много форм. Особо любимы людьми были
висячие композиции в вазах, напоминающих лодки. Такие аранжировки каждый
мог повесить в своём доме, поэтому они получили особое развитие.



Собирательный стиль аранжировки нагеирэ в начальный период развития
икебаны включал в себя все композиции, которые были выполнены не в стиле
рикка. В XVIII веке к этому направлению относились: «нагеирэ», то есть
«брошенные в воду цветы», «чабана», то есть «чайные цветы», а позже —
«сёка», то есть асимметричный трёхцветочный стиль. Позже каждый из этих
стилей стал развиваться самостоятельно.

Стиль морибана, сочетая в себе отдельные элементы рикки и нагеирэбаны, отражает то, как западная
цивилизация влияет на мир Востока. Особенность этого стиля — букеты в
низких и плоских вазах. Поэтому такие букеты легко установить в условиях
европейского интерьера. Этим морибана отличается от
официально-торжественного рикка и натуралистического, предназначенного
для японских жилищ нагеирэ.
Морибана, по сути, моделирует в миниатюре кусочек японской природы или определённый пейзаж. Поэтому в
ней в значительно большей степени допускается использование полевых
цветов и зелёных растений.

При составлении композиций в стиле морибана непременно используется кензан. Аранжировки в стиле морибана
устанавливают в гостиных, в кабинетах и в спальнях. Нужно следить, чтобы
букет гармонировал с обстановкой жилища.

Композиции в стилях и нагеирэ, и морибана являются трёхлинейными структурами. Основное
различие в них — высота сосуда, в котором формируется аранжировка.
Морибана использует низкие вазы, а нагеирэбана — высокие.


Огромную роль в создании композиций стилей икебаны играют концентрация, качество и
вариации цвета. Для контраста и разнообразия цвет можно сгустить или
разбавить. Но всегда должно соблюдаться основное правило — гармонии и
единства.

Стиль Сёка



Стиль сeка появился в недрах школы икенобо. Это произошло в начале XVIII века, в середине
периода Эдо. Сёка развился из рикки, когда этот помпезный стиль уже
терял актуальность из-за своих строгих ограничений. Развитие искусства
икебаны требовало либерализации аранжировки, более свободного выражения
замысла художника, привлечения в композиции новых видов растений и
создания более понятных и доступных аранжировок.

Стиль сёка, по сути, представляет из себя упрощённый стиль рикка. Он имеет много общего
с нагеирэбаной, хотя относительно этого стиля может считаться более
сложным. Сёка — также ассиметричный трёх цветочный стиль. Три элемента
символизируют вселенную, гармонично сочетаясь друг с другом.

В вазе устанавливаются три ветки таким образом, чтобы соединяющие вершины
линии образовали треугольник со сторонами разной длины. Главная ветвь
должна занимать центральное место. Вторая ветка наклонена вперёд, влево
или вправо. Третья наклоняется назад, влево или вправо, но обязательно в
противоположную от второй ветви сторону. Мастер должен создать
зрительное равновесие.

Длина центральной ветки должна быть больше, чем размер вазы, от полутора до трёх раз. Вторая ветка — два трети от
первой, а третья — в половину от второй. В композиции отчётливо видны
три группы растений, при этом они не должны переплетаться между собой,
но составить в итоге сбалансированное гармоничное целое. Общее
количество веток, трав и цветов в совокупности должно быть нечётным.

При составлении композиции в стиле сёка стебли в вазе расставляются
так, чтобы они все вместе выходили из неё, образовав как бы сплющенный
по сторонам единый «ствол» высотой до 10 см. выше этой отметки растения
должны расходиться, заняв соответствующее положение. На держателе они
размещаются в единую линию.

Необходимо особое внимание уделить технике укрепления растений в сосуде. Дело в том, что при стиле сёка
растения не должны ни на что опираться — ни на края горловины вазы, ни
на её стенки.

Существует так же Дзиюка - свободный стиль

 

Стиль Татебана



Наиболее древней считается традиция создания композиций из цветов под названием
«татебана». Этот вид икебаны, самый старинный из всех, является
основополагающим. Главным принципом создания композиции в татебане
является вертикальное, прямостоящее положение цветов в вазе, и только
под тяжестью листьев или плодов может возникнуть горизонтальная линия
или изгиб.

Первоначально трёхцветочная, со временем икебана приняла новые формы — появились композиции из большего числа цветов: пяти, семи
и даже девяти элементов композиции. Однако количество элементов
оставалось нечётным. Неизменным осталась суть икебаны — приверженность
одному из основных постулатов буддизма, который говорит об эфемерности и
недолговечности красоты, бренности и краткости жизни человека.

Татебана тесно связана с японской традицией приносить дар возле
изображения Будды. Этот обычай носит название «куге». Согласно ему,
возле изображения ставят три обязательных предмета: подсвечник,
специальный сосуд, в котором сжигают ритуальные благовония, а также
небольшая ваза, в которой вертикально установлены цветы — татебана.
Композиция целиком называется «мицугусоку». Сегодня её можно увидеть
только в буддистских храмах.

В Японии стиль «татебана» почитают выше остальных, потому что именно он лежит в основе икебаны. В прошлом
тесно связанная именно с религией, со временем татебана стала пришла в
быт, став мирским искусством. Она стала носить самостоятельную роль, не
связанную с приношением даров. Ещё одной заслугой татебаны считается то,
что благодаря ей люди научились получать эстетическое наслаждение от
любования красотой цветов, составленных человеком в причудливые
композиции.

С годами татебана стала принимать всё более свободные формы, а позже преобразилась в рикка (стоящие цветы) — ещё одно
направление современной икебаны.
Прикрепления: 9357861.jpg (21.1 Kb) · 7444973.jpg (72.9 Kb) · 3437705.jpg (15.8 Kb) · 3473500.jpg (25.9 Kb) · 8523472.jpg (19.4 Kb) · 0313300.jpg (18.2 Kb) · 5138684.jpg (38.9 Kb) · 8351572.jpg (123.3 Kb) · 9327564.jpg (18.3 Kb)


Не бойся своих желаний, бойся моих.
                                                      
 
Няшка Дата: Понедельник, 09.09.2013, 23:40 | Сообщение # 4                                                                                 
сенатор
Группа: Министры
Сообщений: 1492
Награды: 19 +
Репутация: 2 ±
Замечания: 0% ±
Статус: Не в Городе Сакуры
Икебана своими руками



Составление икебаны необходимо начинать с выбора основы для нее – емкости, которая вместит в себя композицию. От того, емкость какого
размера и формы вы выберете, зависит и то, какая у вас получится
икебана: нагэире – композиция из цветов, выполненная в высокой узкой
вазе или морибана – икебана в широкой и низкой емкости.

Первый шаг в том, как сделать икебану – это подошва, или основа
композиции. Чаще всего в ее роли выступает дощечка, в которую втыкаются
иголки или вбиваются маленькие гвоздики. Чтобы влага, выделяемая
растениями, не протекала, под подошву кладется полиэтиленовая пленка.

Следующая ступень – это подготовка так называемого оазиса. Данная
деталь является самой значительной частью композиции, ведь она сохраняет
влагу и обеспечивает ею цветы. В качестве оазиса можно использовать
обычную губку, либо приобрести в цветочном магазине так называемый
специальный субстрат для икебаны. Оазис следует смочить водой и
поместить на подошву.

Делая икебану своим руками, расположите в центре самый красивый
цветок или растение, которое будет как бы основой композиции. Вокруг
расположите оставшиеся цветы и детали, не забывая о том, что существует
правило треугольника, согласно которому основные части композиции должны
быть выше остальных.

Искусство икебаны делает упор на том, чтобы ни одна деталь не прошла
мимо вашего внимания. Например, наличие ломаных линий в композиции
является обязательным, так как несет определенный смысл.

Восточная философия, такая глубокая и всеобъемлющая, наделяет все растения определенным значением и смыслом. Поэтому, составляя икебану
своими руками, не забывайте о смысловой нагрузке. Например, такой
цветок, как фиалка, представляет собой символ скромности и чистых
намерений. Шиповник является символом ревности, а алая роза – это
признание в сильных чувствах, в то время как боярышник говорит о
надежде, а цветы белой и желтой акации – о платонической любви.

 Основные правила

  Геометрия любой икебаны представляет собой неправильный треугольник, состоящий из трех основных элементов: человек (или поддержка) «соэ»,
небо (или истина) «шин» и земля (или умиротворение) «хикаэ».

Для «шин» выбирается наиболее красивая и длинная ветка или цветок, длина стебля
которого рассчитывается исходя из суммы значений диаметра вазы и ее
высоты. Эта ветка устанавливается под небольшим уклоном, (примерно на
11 часов).

Ветка «соэ» устанавливается под углом 45°, с наклоном вперед на 8 часов относительно «шин», и составляет 75% ее длины. В
противоположную сторону этим двум веткам под углом 75° и наклоном на
4 часа устанавливается самый короткий стебель «хикаэ», составляющий 30%
длины стебля «шин».

Теперь добавьте несколько цветов или других веток и стеблей, чтобы скрыть кэндзан или флористическую губку.

Не бойтесь экспериментировать с цветами, ведь икебана своими руками
станет отражением Вашего внутреннего мира. Но старайтесь использовать
цветы одного оттенка.

После окончания создания икебаны из цветов, залейте кэндзан или флористическую губку водой, если Вы использовали живые цветы.
Прикрепления: 6791019.jpg (63.7 Kb) · 8499766.jpg (10.4 Kb)


Не бойся своих желаний, бойся моих.
                                                      
 
Форум » Улица Мастеров » Мастерклассы » Икебана (Что такое и как сделать)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Хельга Хэинд
Создать бесплатный сайт с uCoz